Законопроект направлен на реализацию постановлений Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ) № 28-П от 13 декабря 2016 г. и № 40-П от 24 июля 2020 г. В этих постановлениях КС РФ постановил, что необходимо обеспечить возможность снижения размера компенсации за нарушение одним действием прав на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации ниже установленных в законе пределов, если рассматривающий дело суд придет к выводу о явной несоразмерности компенсации, даже исчисленной в минимально допустимом общими правилами размере, характеру совершенного правонарушения.
Компенсация за нарушение исключительных прав – основная мера ответственности, которая в последние 15 лет неоднократно использовалась правообладателями (вместо доказывания размера фактических убытков). В настоящее время существует три способа расчета компенсации:
- от 10 000 до 5 000 000 рублей;
- двойная стоимость контрафактных носителей;
- двойная стоимость права использования.
Наиболее часто правообладатели применяли расчет от 10 000 до 5 000 000 рублей. Двойная стоимость права использования применялась намного реже. Внесенный законопроект несет для правообладателей ряд рисков:
- В законопроекте устанавливается правило, согласно которому совокупность различных действий одного нарушителя в отношении различных произведений и фонограмм, принадлежащих одному или нескольким различным правообладателям, может быть квалифицировано как одно правонарушение, если все эти действия взаимосвязаны и влекут общий экономический результат. Пример: нарушитель доводит до всеобщего сведения различные музыкальные произведения и фонограммы через пиратский сайт в сети «Интернет». «Экономический результат» нарушителя формируется за счет получения денежных средств от размещения рекламы на своем сайте. При этом пользователи сайта слушают музыкальные произведения и фонограммы, принадлежащие разным правообладателям, не связанным между собой. С точки зрения законопроекта – это будет являться единым нарушением, компенсация может быть рассчитана и выплачена только один раз. Данное положение значительно ухудшает положение правообладателей и понижает уровень защиты.
- В проекте изменяются минимальный и максимальный пределы ответственности для некоторых нарушений. Так, ответственность ограничивается суммой в размере 100 000 руб. для следующих случаев (достаточно наличия лишь одного отдельного критерия):
- нарушитель не знал и не должен был знать, что он допускает нарушение;
- нарушение было совершено впервые;
- нарушение совершено не при осуществлении предпринимательской деятельности.
В качестве примера можно привести владельца пиратского сайта – физического лица без статуса индивидуального предпринимателя, разместил на своем сайте набор фонограмм разных правообладателей.
НФМИ рассчитывает на доработку законопроекта с участием экспертного сообщества.
Мы готовы оперативно ответить на вопросы СМИ, предоставить необходимую журналистам информацию о работе Ассоциации, прокомментировать новостные поводы, касающиеся музыкальных и смежных с ней областей.