Как следует из материалов дела, программист создал приложение (программу для ЭВМ) на базе находящихся в открытом доступе программных продуктов. Права на созданную новую составную и производную программу присвоил бывший работодатель программиста, и он обратился в суд. Однако суды отказались признать его права, поскольку истец не подтвердил согласие авторов использованных им программных продуктов.
Конституционный Суд РФ признал такой подход недопустимым, при этом признал пункт 3 статьи 1260 ГК, согласно которому создатель составного и производного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов использованных им произведений, не соответствующим Конституции РФ. Из постановления Конституционного Суда РФ по данному делу следует, что авторское право на составное и производное произведение необходимо защищать независимо от того, согласились ли с этим правообладатели его частей.
Как отметил Суд, пункт 3 статьи 1260 ГК РФ противоречит Конституции РФ, «поскольку в системе действующего правового регулирования он допускает отказ суда в защите авторских прав создателя программы для ЭВМ в споре с лицом, использующим указанную программу для ЭВМ в отсутствие его согласия, только на том основании, что названная программа является составным произведением и ее автором не выполнено условие о соблюдении прав авторов (правообладателей) объектов (программ для ЭВМ), использованных для ее создания».
Данный подход может быть также использован при защите прав авторов на музыкальные ремиксы.
В связи с решением Конституционного Суда РФ будут внесены изменения в ГК РФ.
С целью исполнения решения Конституционного Суда РФ Минкультом России подготовлен законопроект, согласно которому переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения вправе принимать меры по защите своих интеллектуальных прав независимо от того, соблюдены ли права авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения. НФМИ видит в представленном законопроекте ряд рисков, связанных с созданием ремиксов:
- Наделение лиц, создавших составное или производное произведение без согласия правообладателей оригинальных произведений, правом защищать нарушенное исключительное право на такое составное или производное произведение с помощью мер гражданско-правовой ответственности (убытки, компенсация) приведет к тому, что составитель и/или переработчик фактически получит неосновательное обогащение. Так, фактически, право требовать возмещения убытков или выплаты компенсации будет напрямую обусловлено фактом нарушения составителем и/или переработчиком исключительных прав правообладателя оригинального произведения (если бы составное или производное произведение не было бы создано, т.е. если бы не было совершено нарушение, составитель и/или переработчик не могли бы получить компенсацию).
- Предложенная конструкция также потенциально создает почву для различного рода злоупотреблений, когда результат незаконного составительства или переработки может приносить доход составителю или переработчику без фактического использования указанными лицами составного или производного произведения, созданных без согласия правообладателей оригинальных произведений, путем взыскания компенсаций с лиц, использующих такие составные и производные произведения. Применительно к музыкальной индустрии речь прежде всего идет о неправомерно созданных ремиксах и музыкальных сборниках.
- Кроме того, возможны проблемы в распределении вознаграждений в рамках коллективного управления. В частности, возникнет вопрос, кто имеет право на вознаграждение: автор производного произведения (например, автор ремикса) либо правообладатель оригинального музыкального произведения. Представляется, что данный вопрос должен быть решен в пользу изначального правообладателя.
Мы готовы оперативно ответить на вопросы СМИ, предоставить необходимую журналистам информацию о работе Ассоциации, прокомментировать новостные поводы, касающиеся музыкальных и смежных с ней областей.