Использовать голос человека, сгенерированный с помощью технологий искусственного интеллекта, можно будет только с согласия обладателя этого голоса или его близких родственников. Такой законопроект 16 сентября внесли в Госдуму ряд сенаторов и депутатов. Чужими голосами уже научились разговаривать мошенники, а предприимчивые продюсеры наживаются на голосах известных людей, рассказали эксперты. Что изменится с принятием закона, узнала «Парламентская газета».
В Гражданском кодексе предложили записать, что обнародование и дальнейшее использование записи, в которой содержится воссозданный с помощью специальных технологий голос человека, допускаются только с его согласия либо с согласия близких родственников — родителей, детей, супруга. Согласие не понадобится, если запись захотят использовать в государственных, общественных и публичных интересах.
На неоднократные кражи своих голосов в Совфед пожаловались члены Союза дикторов. Технологии оставляют их без работы: сгенерировать голос проще и дешевле, чем платить человеку и записывать его на студии. Есть и этический момент: голосом одного из дикторов озвучивали порнографические ролики, и она никак не могла на это повлиять.
Принятие законопроекта положит конец бесконтрольному использованию голоса как одного из основных биометрических параметров личности человека, уверен соавтор инициативы, член Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин: «Если запись голоса обнародовали с нарушением закона, суд может обязать изъять ее из оборота и уничтожить. В случае распространения голоса в интернете человек сможет потребовать удаления записи и запретить ее дальнейшее использование».
Сгенерированный голос по сути — тот же дипфейк, только без изображения человека, сказал «Парламентской газете» директор Национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов. Искусственный интеллект сегодня способен воссоздать и полный образ, чем пользуются мошенники, поэтому законодательное регулирование позволит защитить и обычных людей, и авторские и смежные права исполнителей, поэтов и композиторов, отметил эксперт.
Дипфейк, по словам Данилова, — это намеренное воспроизведение характерных и уникальных черт изображения или голоса человека, что вызывает устойчивую ассоциативную связь с ним. «Сейчас эта сфера никак не регулируется, что лишает артистов права распоряжаться своим уникальным образом, — объяснил эксперт. — Несмотря на то что поправки в Гражданский кодекс призваны защитить нематериальное благо — голос, косвенно это касается и имущественных прав, если голос исполнителя является источником его заработка».
Мы готовы оперативно ответить на вопросы СМИ, предоставить необходимую журналистам информацию о работе Ассоциации, прокомментировать новостные поводы, касающиеся музыкальных и смежных с ней областей.