About Us

Кто считается пиратом – пользователь или сайт?

Кого же все-таки считать пиратом – пользователя, качающего нелицензионный контент или интернет-ресурс этот контент предоставляющий? Этот вопрос обсуждается в последние годы на сотнях конференций, круглых столах, совещаниях, встречах.

У НФМИ есть своя определенная точка зрения по этому вопросу и мы ее выскажем в этом материале. Посетитель сайта, слушатель музыки через интернет не нарушает закон об авторском праве. Поскольку в данном законе есть исключение, обозначенное грифом «для частного использования». Пользователь может записать себе понравившуюся композицию или альбом, подарить другу, переслать. Если меломан включает музыку в своей квартире, слушает с друзьями, он не нарушает закон. Если при этом взимается плата за вход в квартиру, деяние уже можно квалифицировать как извлечение дохода от использования чужой интеллектуальной собственности. Пользователь может без каких-либо сомнений слушать музыку в интернете, выкладывать у себя на странице для друзей, поскольку такое действие близко к частному использованию.

Несколько иначе видится ситуация, когда композиция представлена в социальной сети для миллионов слушателей. Нелегальные распространители привлекают посетителей возможность бесплатно послушать или скачать музыку, то есть развлекательным контентом. На таких страницах в изобилии присутствует реклама, баннеры, ролики. Доход владельцу сайта приносит каждый просмотр или переход по ссылке, любой, даже ошибочный клик по баннеру. Соответственно, чем больше посетителей, тем дороже реклама. Когда сайт становится востребованным, и его трафик достигает миллионов уникальных пользователей в сутки, в геометрической прогрессии увеличиваются и расценки на рекламу, ведь доступ к широкой аудитории стоит дорого. И, как правило, призывами к «свободе информации» и словами о «новых прогрессивных временах, которым мешают ретрограды» прикрывается тривиальная цель заработать на использовании чужой собственности.

Позиция НФМИ такова: пират – тот, кто основывает бизнес на нарушении авторских прав, для кого использование чужой интеллектуальной собственности является профессиональной деятельностью. То есть это хозяин интернет-ресурса, дающего возможность послушать, посмотреть, тот, кто распространил сам и позволил на своих страницах распространить другим, использовал произведение без соглашения с автором.

В этой ситуации справедливо заметить, что аудитория сайта не виновата, если держатель ресурса заработал на рекламе, не подписав при этом договор с автором об использовании его интеллектуальной собственности в коммерческой целях, и, разумеется, не перечислил долю авторского вознаграждения из общего дохода сайта.

prop =